Всем родителям знакома ситуация, когда их милый, ласковый, послушный малыш-ангелочек вдруг превращается в упрямца.Он будто нарочно провоцирует бесконечные конфликты.
Взрослые в растерянности. Возникает множество вопросов: » Бабушки-дедушки балуют? Кто- то его обижает?Малыш заболел? «. И, разумеется, самые радикальные решения.
Некоторые родители отправляются со своим ребенком к невропатологу, где получают диагноз » гипервозбудимость » и медикаментозное лечение. Другие родители пытаются решить проблему с помощью всякого рода наказаний.
Наказывают. А за что?Может быть разберемся?
На самом деле проблема » непослушания» ребенка намного глубже.Взрослым нужно знать, что трехлетний ребенок не испортился вдруг, его не избаловали, а он вступил в » переходный» возраст(возраст установления границ- так называют этот период психологи).
Растущий человек проходит несколько этапов становления- так работает биологическая программа. Кстати , это характерно и для детенышей всех высших млекопитающих.Так как созревание психобиологических процессов проходит поэтапно, то важно помнить, что если один этап не пройден успешно, то малыш не может перейти к более сложному этапу-» почемучек».
Представляете какая ситуация? Ребенок сам не понимает, что же это с ним происходит, что побуждает его нарушать запреты, ему совершенно не хочется быть плохим, ему тревожно…А его наказали…
И кто же может помочь маленькому человеку? Отнюдь не психолог, не пилюли, не папин или мамин ремень! Ребенок должен справиться с этой ситуацией самостоятельно, без поддержки самых близких и родных людей, которые не могут его понять. Малыша бы пожалеть, а его наказывают.
Опытные практические психологи говорят о том, что период » установления границ» у ребенка проходит очень остро и к тому же к нему предьявляют множество претензий .Здесь нужно понять суть происходящего: либо ребенок действительно болен, а в этом случае семья уже наблюдается у невропатолога. Либо это педагогические ошибки родителей.
- Распространенные ошибки.
- различная реакция членов семьи на одно и тоже действие ребенка
- временная несогласованность( вчера, позавчера было можно, а сегодня нельзя)
- накопление раздражения( ребенок пять раз повторил одно и то же действие не получив замечания, а на шестой вдруг запрет, и ему не понятно почему рассердился взрослый- но опыт повторит)
- множество сложных и непонятных запретов
- нечеткая воспитательная позиция в семье
- четко обозначенные, но завышенные для данного ребенка надежды и требования
Так наказывать ребенка за непослушание или понять его состояние и помочь благополучно пройти первый этап развития? И за что наказывать ребенка, за вашу педагогическую некомпетентность ?