Современные родители очень серьезно относятся к развитию и обучению своих детей. Это, конечно, замечательно. Так вот и поговорим о том, как правильно подготовить ребенка к обучению в школе, с каким багажом знаний он должен прийти в первый класс.
Школа — это ответственность не только для детей, а прежде всего для нас родителей. Нам необходимо осознать важность этого момента и подготовить к нему своего ребенка, да и самому подготовиться к такому волнующему событию.
Основным аспектом подготовки к школе является психологическая готовность. Что это такое? Это личностная (мотивационная) готовность. У ребенка должна быть развита потребность и умение общаться со своими сверстниками, адекватная самооценка. Все формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Естественно ребенок обязательно должен быть приспособлен к общественной жизни: самостоятельно обслуживать себя (одеваться, раздеваться, переобуваться и не терять свою обувь, завязывать шнурки и застегиваться либо на молнию, либо на пуговицы), пользоваться общественным туалетом.
Ни в коем случае нельзя пугать будущего школьника: » А вот пойдешь в школу…». Нужно и важно создавать положительную мотивацию, чтобы у ребенка возникло желание учиться, познавать новое, бесстрашно окунуться в новый для него мир школьника.
Немаловажно следить за общим состоянием ребенка, приучать его к режиму дня (особенно тех детей, которые не посещают детский сад). Соблюдение режима дня позволит нашему первокласснику плавно и безболезненно перейти в режим учебы.
Что касается интеллектуальной готовности к школе, то у ребенка должен быть определенный уровень знаний, навыков и умений, которые нарабатываются ежедневно.
Приведу примерный перечень того, что необходимо знать и уметь ребенку к поступлению в первый класс.
*Название нашей страны.
* Название своего родного города, свой адрес.
* Знать свое имя, фамилию, дату рождения.
* Уметь рассказывать о своей семье ( Ф.И.О. мамы, папы; где и кем работают).
* Знать профессии людей, место их работы и называть предметы, которые требуются для работы.
* Уметь сравнивать, группировать, классифицировать предметы ( форма, цвет, величина, обобщающие понятия).
* Называть материалы из которых они изготовлены ( дерево. стекло, металл, пластмасса).
* Понимать значение обобщающих слов ( одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника, транспорт, игрушки и так далее).
* Знать характерные признаки времен года и соотносить их с каждым сезоном.
* Определять состояние погоды: солнечно, дождливо, ветренно, пасмурно.
* Знать и называть домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
* Иметь представление об условиях, необходимых для роста растений; о грибах и ягодах; об овощах и фруктах; деревьях и кустарниках, о цветах.
* Различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
* Правильно произносить все звуки родного языка.
* Различать и называть слова с определенным звуком.
* Делить слова на слоги.
* Иметь представление о предложении.
* Подбирать синонимы, антонимы.
* Пересказывать небольшие рассказы и знакомые сказки.
* Составлять небольшие рассказы и сказки по картинке, по серии картинок.
* Знать состав первого десятка, состав чисел из двух меньших.
* Уметь считать в прямом и обратном порядке.
* Соотносить цифру и число предметов.
* Правильно использовать в речи количественные и порядковые числительные.
* Уметь устанавливать какое число больше, меньше.
* Уметь составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
* Сравнивать предметы по величине.
* Измерять длину предметов с помощью условной мерки.
* Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
* Уметь делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
* Уметь выражать словами местонахождение предмета.
* Правильно использовать в речи предлоги за, над, под, слева, справа, перед.
* Уметь ориентироваться на листе бумаги.
* Различать и называть части суток, их последовательность.
* Знать дни недели, их последовательность.
*Знать и называть месяцы года.
* Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве ( жостовская, хохломская, городецкая).
* Знать правила дорожного движения.
* Понимать значение сигналов светофора.
В следующий раз поговорим о том, как помочь ребенку полюбить чтение книг.